Методика Лири в исследовании представлений человека о себе и о других

Данная методика, созданная Т.Лири (См.: Методы исследования межличностного восприятия / Под ред. Г.М.Андреевой, В.С.Агеева. — М., 1984.), позволяет выявить уровень и направление межличностных притязаний, зоны конфликтов, а также причины нездорового психологического климата в семье, проблематичности во взаимоотношениях руководителя и подчиненного и т. д. Ниже приведено краткое изложение этой методики и очерчен круг задач ее приложения. На наш взгляд, методика может быть полезной при изучении соотношения представления человека о себе с представлениями о нем других членов группы (семьи), что важно для анализа процессов социальной перцепции. В качестве детерминант на уровне малых контактных общностей выступают групповые социальные характеристики субъектов и объектов восприятия, которые, в свою очередь, являются деятельностно опосредованными.

Откуда человек черпает знание о себе, каковы источники этого знания? Исследователи рассматривают различные источники. Так, интеракционисты считают основным источником знания личности о себе социальную обратную связь. Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, решающим для «Я-концепции» является процесс социального сравнения.

С. Дувал и Р. Виклунд, авторы теории самовосприятия и теории объективного самосознания, полагают, что основной источник — самонаблюдение, посредством которого люди делают выводы о собственных аттитюдах и мотивах, наблюдая за своим поведением в конкретных условиях. Такое самонаблюдение часто осуществляется в группах.

Названные концепции, рассматривая источники формирования человеком знания о себе, важное место отводят его «социальному окружению», и прежде всего группам, в которые он включен. Методика Т. Лири позволяет фиксировать существенные личностные переменные.

Концептуальный анализ взаимосвязей между отдельными личностными переменными привел Лири к созданию так называемой круговой структуры личностных свойств, в которой ближние по кругу свойства обладают максимальным сходством, а расположенные по концам диаметра - минимальным (рис. 1). Диаграмма 16 личностных свойств, попарно объединенных в 8 основных секторов (октанты) и определенным образом ориентированных относительно двух главных осей («Доминирование—Подчинение», «Дружелюбие—Агрессивность»), стала основой системы межличностной психодиагностики Лири. Опросник Лири состоит из 128 утверждений. Октанты характеризуют следующие психологические тенденции: стремление к лидерству—властность—деспотизм; уверенность в себе—самоуверенность—самовлюбленность; требовательность—непримиримость—жестокость; скептицизм — упрямство — негативизм; уступчивость — кротость — пассивную подчиняемость; доверчивость—послушность—зависимость; добросердечие—несамостоятельность—чрезмерный конформизм; отзывчивость—бескорыстие—жертвенность.

Далее приводится регистрационный бланк для фиксации результатов и «ключ» к опроснику для их обработки. Респондент оценивает себя и других, отмечая в регистрационном бланке номера тех характеристик, которые соответствуют его представлениям о себе.

Данные, полученные в результате обработки опросника Лири, отмечают графически на диаграмме.

На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью «ключа» к опроснику, результаты заносятся в электронную таблицу (для обработки практикума можно воспользоваться матрицей в электронной таблице).

Рис. 1. Диаграмма личностных свойств №1.

Регистрационный бланк

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

К

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

111

112

113

114

115

116

117

118

119

120

121

122

123

124

125

126

127

128

«Ключ» к опроснику методики Лири

Номер октанта

Номер вопроса

I

3

10

11

19

20

22

24

30

33

40

50

64

83

86

105

113

II

2

12

16

28

32

47

56

69

72

74

78

79

93

104

118

123

III

5

15

17

37

52

53

54

63

66

99

106

108

115

116

120

128

IV

4

6

34

35

38

51

57

59

60

62

88

89

90

114

119

122

V

18

27

41

44

45

48

61

65

77

96

100

101

112

117

125

127

VI

7

8

9

14

25

31

39

58

75

82

85

87

95

110

111

121

VII

1

36

43

55

68

71

73

76

81

84

94

97

102

107

109

124

VIII

13

21

23

26

29

42

46

49

67

70

80

91

92

98

103

126


На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.

На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:

Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)

Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)

Таким образом, система баллов по 16 межличностным пеменным превращается в два цифровых индекса, которые харакризуют представление субъекта по обозначенным параметрам. Качественный анализ полученных данных проводится путем сравения диаграмм, демонстрирующих направление и степень различий представлений. Выбор данных параметров в качестве основных неслучаен. По мнению ряда исследователей, они определяют общее впечатление о человеке в ходе межличностного восприятия. Две из трех главных осей семантического дифференциала Ч.Осгуда — «Оценка» и «Сила» — по содержанию аналогичны казанным параметрам.

Утверждения могут быть предъявлены респонденту либо списком, расположенным в случайном или алфавитном порядке, либо на отдельных карточках. Ему предлагают решить, относится ли то или иное утверждение к нему самому, другому человеку (супругу, супруге), к его идеалу и т.д. При предъявлении списком подсчет баллов по каждой октанте производится с помощь ключа к опроснику путем суммирования ответов «да». Допустим, что экспериментатор дает испытуемому инструкцию: «Зачеркните номера тех характеристик опросника, которые соответствуют вашему представлению о себе». После подсчета баллов по 8 октантам мы получим результат, представленный на диаграмме № 1 см. рис. 1).

Фрагменты таблицы для заполнения

Фрагмент 1

Номер октанта

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Балл

5

4

3

2

2

0

7

3

Показатель по «Доминированию» +6,5; по «Дружелюбию» +1,9. После первой инструкции экспериментатор может предъявить испытуемому вторую инструкцию: «Зачеркните номера тех характеристик опросника, которые соответствуют вашему представлению о том, каким вы хотите стать». Производится аналогичная обработка данных; результаты представлены на диаграмме № 2 (рис. 2).

Показатель по «Доминированию» +0,5; по «Дружелюбию» +11,1.

Фрагмент 2

Номер октанта

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Балл

4

2

4

2

7

6

6

11

Сравнение диаграмм № 1 и 2 позволяет дать качественную и количественную интерпретацию их сходства и различия по октантам и по параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие».

 Рис. 2. Диаграмма личностных свойств № 2

В супружеских парах возможно, например, «измерить» степень стремления супругов к обоюдному изменению. С этой целью даются следующие инструкции: 1. «Отметьте те качества, которые характеризуют вас в данное время»; 2. «Отметьте те качества, которыми вы хотели бы обладать»; 3. «Отметьте те качества, которые соответствуют желаемому представлению вашего супруга (вашей супруги) о вас».

О наличии такого стремления будут свидетельствовать небольшие различия между ответами на инструкции 1 и 3 (желательно установить также различия между ответами 1 и 2). Об отсутствии стремления можно судить по величине различий между ответами 2 и 3. Можно сравнить силу стремления каждого супруга отвечать ожиданиям другого, а результаты супружеской пары в целом сопоставить с результатами обследования других супружеских пар по ранее описанным в данном практикуме методикам.

Для выяснения соотношения между представлениями членов группы о себе и о других (диагностика элементов групповой рефлексии) можно использовать такую последовательность процедур.

1. Чтобы определить членов группы, обладающих наиболее и наименее точной рефлексией, можно сопоставить представление данного члена группы о самоописаниях других с их действительными самоописаниями. Для этого суммируют различия между данными представлениями отдельно по параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие» и делят сумму на количество представлений. Полученный результат является средним показателем точности рефлексии самоописаний для этого субъекта в данной группе. Мы полагаем, что такой показатель выявляет, в какой степени член группы ориентируется на другого, и учитывает особенности его лично- сти. Далее необходимо сравнить показатели всех членов группы. К точн. 1 = С - П, где К точн. 1 — показатель точности рефлексии субъекта Б; С — самоописание субъекта А; П — представление субъекта А о самоописании субъекта Б.

Еще один показатель точности рефлексии находится путем сравнения представления человека о том, каким его воспринимает другой, с действительным восприятием другого.

К точн. 2 = В - О, где К точн. 2 — показатель точности рефлексии субъекта Б; В — восприятие субъектом А субъекта Б; О — представление субъекта Б о восприятии его субъектом А. Для каждого члена группы можно определить показатель средней точности рефлексии в данной группе. С помощью этого показателя можно оценить, в какой мере субъект учитывает обратную связь, получаемую от других в ответ на свое поведение (другие показатели точности рефлексии здесь не рассматриваются).

2. Чтобы измерить с помощью методики Лири дифференцированность межличностного восприятия, можно рассмотреть соотношение между следующими представлениями: 1) представлением субъекта Б о себе; 2) представлением субъекта А о том, каким субъект Б воспринимает себя; 3) восприятием субъектом А субъекта Б. Измеряется дифференцированность только при совпадении представлений 1 и 2. В этом случае показателем дифференцированности будет служить величина различий между представлениями 2 и 3, чем она больше, тем более дифференцировано восприятие субъекта.

К диф.= 2-3, К диф.— показатель дифференцированности восприятия субъекта.

3. Особый интерес представляет сопоставление представления личности о себе с мнением о ней членов группы. Можно предложить данный опросник членам группы для определения их представлений о себе (ПС) и об остальных товарищах (Г), желаемого ими мнения других членов группы о себе (Гж) и прогнозируемого ими мнения товарищей о себе (Гп).

На первом этапе процедуры для получения первого показателя точности рефлексии предлагаются инструкции:

1. По приведенным в опроснике характеристикам дайте оценку (по возможности искреннюю и объективную) самому себе. Для этого в клеточках регистрационного листа зачеркните знаком (X) номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют вашему представлению о самом себе. Если нет полной уверенности, то номер не зачеркивайте. Рядом напишите свою фамилию.

2. По приведенным в опроснике характеристикам постарайтесь представить то, как себя воспринимают и оценивают члены вашей группы. Вы должны от лица каждого члена группы, оценивающего себя, заполнить одну сетку регистрационного бланка, а рядом надписать его фамилию. В клеточках регистрационного листа зачеркните знаком (X) номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют, по вашему мнению, представлению вашего товарища о себе. Если нет полной уверенности, то номер не зачеркивайте.

На втором этапе для получения второго показателя точности рефлексии предлагаются инструкции:

3. По приведенным в опроснике характеристикам дайте оценку (по возможности искреннюю и объективную) членам вашей группы. Для этого в клеточках регистрационного листа зачеркните знаком (X) номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют вашему представлению об оцениваемой вами личности. Если нет полной уверенности, то номер не зачеркивайте. На каждого оцениваемого вы должны заполнить приведенным выше способом одну сетку регистрационного листа. Рядом укажите его фамилию.

4. Постарайтесь представить, как вас воспринимает каждый член группы. Вы должны воспроизвести представления, которые имеются о вас у каждого. Для этого от лица товарища, оценивавшего вас, зачеркните знаком (X) номера тех характеристик опросника, которые соответствуют, по вашему мнению, его представлению о вас. Если нет полной уверенности, то номер не зачеркивайте. Рядом укажите его фамилию.

При измерении дифференцированности межличностного восприятия используются данные, полученные посредством инструкций 1, 2, 3.

На третьем этапе для фиксации желаемого для каждого участника группы мнения других членов группы (Гж) о нем предлагается инструкция:

По приведенным в опроснике характеристикам постарайтесь дать описание, которое соответствовало бы желаемому вами представлению каждого из членов группы о вас. Для этого в клеточках регистрационного листа зачеркните знаком (X) номера, принадлежащие тем характеристикам, которые соответствуют желаемому вами представлению товарища о вас. Рядом укажите его фамилию. Если нет полной уверенности, то номер не зачеркивайте.

Остальные представления (ПС, Г и Гп) определяются на основе результатов, полученных по инструкциям 1, 2 и 3.

Обработка результатов. Баллы подсчитывают по октантам (путем суммирования зачеркнутых номеров с помощью «ключа» к опроснику), вычерчивают диаграмму; значения баллов подставляют в формулы, по которым находятся показатели по факторам «Доминирование» и «Дружелюбие». Мнение группы о каждом определяется путем усреднения в отдельности показателей по этим двум параметрам. В итоге предлагается определить следующие показатели.

1. Степень благополучности положения личности в группе. С этой целью сравниваются ПС—Г, Г—Гп, Г—Гж. Чем меньше различия, тем выше степень благополучности положения личности в группе. Если же различия очень большие, то это свидетельствует о неблагополучном положении личности в группе. Выводы делаются с учетом знака рассогласования.

2. Степень осознания личностью мнения группы о ней. Для этого сравниваются Г— Гп. Небольшие различия говорят о высоком уровне осознания личностью мнения группы о ней. Большие различия указывают на низкий уровень.

3. Значимость группы для личности. Этот показатель определяется путем сравнения ПС—Г и ПС—Гж. Небольшие различия свидетельствуют о значимости группы для личности, а значительные расхождения — об обратном. Показатели будут более надежными, если мнение группы о той или иной личности характеризуется единством, т.е. когда отклонения от среднегруппового мнения невелики. Далее можно усреднить эти показатели и сравнить по ним группы между собой.

Таким образом, данная методика может помочь исследователю в выявлении предпосылок совпадения или расхождения представлений человека о себе или о других с представлениями его товарищей по группе. Назовем некоторые из этих предпосылок.

  • Может отсутствовать единство мнений членов группы о каком-либо субъекте, что приведет к значительному расхождению его самовосприятия с усредненным мнением группы о нем. Обратное утверждение также верно, т. е. чем выше степень единства представлений членов группы о ком-либо, тем меньше различий между его представлением о себе и среднегрупповым мнением.

  • Не всю информацию, получаемую путем обратной связи, личность принимает. Так, чем выше показатель точности рефлексии (К точн.2), тем легче учитывать обратную связь. Существенное влияние на данный процесс оказывают значимость лица, от которого поступает обратная связь, а также характеристики самой обратной связи.

  • Ошибки в самонаблюдении порождают ошибочные сообщения личности о себе. В частности, о степени достоверности представления личности о себе будет свидетельствовать показатель дифференцированности восприятия субъекта.

  • В результате возможно несовпадение информации, поступающей из различных источников: самонаблюдения, обратной связи, процесса социального сравнения.

  • Расхождение индивидуального мнения и мнения группы возможно из-за неблагополучного положения личности в группе, низкой степени осознания личностью мнения группы о ней или невысокой значимости группы для личности. Для определения этих параметров могут быть предложены соответствующие показатели.

  • Основания, по которым человек описывает собственные качества, могут отличаться от оснований, по которым он описывает качества других людей.

  • Наконец, расхождения могут быть вызваны индивидуальными различиями, например: одни люди в большей мере ориентируются на характеристики ситуации, другие — на характеристики своей личности. Оценивание других и собственные реакции на получаемые оценки во многом определяются самооценкой личности. Более дифференцированный анализ совпадения или расхождения индивидуального мнения с групповым способствует исследованию личности в системе ее многосторонних связей с другими людьми.

Требования к оформлению отчета

  1. Дать краткую характеристику исследуемой теоретической проблемы; кратко изложить теоретическую позицию исследователя; изложить методику.
  2. Дать краткую психологическую характеристику испытуемых и хода исследования, подготовить самоотчеты.
  3. Представить протоколы экспериментальных серий, расчеты, графические материалы, иллюстрирующие полученные результаты.





| техподдержка | about | Created 2k4-2k12